Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Маркетинг - важный компонент управления современной коммерческой компанией. Рыночная или маркетинговая ориентация, как идеология всей организации, которая «пробуждает все звенья компании ориентироваться на первую очередь не на то, что освоено, легко и привычно, а на то, что востребовано рынком, становиться все более доминирующей.
Маркетинговая деятельность сводится к четырем процессам: разработке товарной номенклатуры, формированию для нее ценовой политики, изучению рынка, обеспечению продвижения и продажам. Таким образом, организация маркетинговой деятельности на предприятии представляет собой сложную задачу, так как нужно увязать между собой в динамическом равновесии внутренние ресурсы компании и требования внешней среды.
1. Теоретические основы применения современного маркетинга в организации
1.1. Сущность маркетинга и роль управления маркетингом в повышении эффективности деятельности организации
Термин «маркетинг» впервые возник в Соединенных Штатах Америки на рубеже XX века. При этом маркетинг стал рассматриваться в качестве ведущей функции управления примерно с пятидесятых годов XX века.
В настоящее время существует порядка 2000 определений маркетинга, рассматривающих ту или иную его сторону, либо дающих попытку его комплексной характеристики [5, с. 47].
В целом можно сказать, что «маркетинг – это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли».
Маркетинг, являющийся функцией управления, имеет не меньшее значение, чем и любая другая деятельность, которая, например, связана с финансами, научными исследованиями, производством, материально-техническим снабжением и т.п.
Маркетинг, являясь концепцией управления (философией бизнеса), требует, чтобы организация рассматривала потребление товаров как «демократический» процесс, когда покупатели имеют право «голосовать» за нужный им товар своими деньгами. Это позволяет оптимально удовлетворять потребности потребителя и в целом определяет успех компании.
Так как маркетинг является способом убеждения масс сделать покупку, многие ошибочно отожествляют его со стимулированием и сбытом. Разница между этими понятиями заключается в следующем: главным образом сбыт предполагает контакт лицом к лицу, то есть продавцы имеют дело непосредственно с потенциальными покупателями. А маркетинг, в свою очередь, использует, например, средства массовой информации, другие методы, которые позволяют завладеть вниманием людей и убедить их приобрести конкретный товар. Эти люди могут никогда не иметь прямого контакта ни с кем из данной организации. Питер Друккер, ведущий теоретик по проблемам управления, говорит по этому поводу так: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» [10, с. 43].
Известный теоретик Ф. Котлер дает следующее определение: «маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и групп посредством предложения и обмена товарами». При этом, «управление маркетингом — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль над проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.» [18, с. 25].
В Великобритании общественный институт маркетинга определяет маркетинг следующим образом: «процесс управления, направленный на определение, предвидение и удовлетворение требований потребителя и получении прибыли». Американские ученые маркетинг определяют примерно в тех же категориях, что и английские.
Таким образом, маркетинг является сложным, многоплановым и динамичным явлением. Именно этим и объясняется большое количество трактований данного понятия, так как невозможно в одном универсальном определении дать полную характеристику маркетинга, которая адекватна его сущности, принципам и функциям.
1.2. Современные тенденции развития маркетинга
Еще недавно маркетинг был массовым, а товары производились одинаковые для всех. Сейчас потребитель изменился. Стал более грамотным и искушенным. Приходя в магазин, он хочет получить высшее качество за свои деньги. Он не хочет быть как все, поэтому покупает кастомизированный товар и становится лояльным потребителем определенного бренда. Маркетологи должны проводить регулярные маркетинговые исследования, чтобы не упустить своего клиента и определить идеи для создания ценности продукта.
Выделяют ряд основных современных тенденций в маркетинге, которые позволяют компаниям иметь успех на рынке:
- переход от маркетинга «сделай и продай» к «услышь и откликнись»;
- переход к маркетингу, сосредоточенному на интересах потребителей;
- все усилия не на привлечение новых, а на удержание существующих клиентов;
- ориентация на запросы и желания потребителей;
- основной актив компании – это ее бренд; развитие виртуальной интеграции в структуре компании (аутсорсинг);
- постепенный переход к работе онлайн;
- развитие маркетинга взаимоотношений;
- развитие партнерских отношений с поставщиками, дистрибьюторами и конкурентами;
- формирование тесных контактов (диалог) с клиентами;
- прямая работа с клиентами, а не через посредников;
- весь персонал компании, а не только ее соответствующее подразделение, владеет основами маркетинга и участвует в маркетинговой деятельности компании.
Традиционный маркетинг 4P уходит в историю. Свое развитие получает маркетинг индивидуализированный или персонифицированный, «один на один». Компаниям выгоднее удовлетворять потребности пяти лояльным клиентам, чем ста одноразовым. Большую популярность получил интернет-маркетинг
2. Анализ направления маркетингом в организации
(на примере ООО «ГлавИнвестСтрой»)
2.1. Анализ основных элементов системы управления маркетингом
в ООО «ГлавИнвестСтрой»
Общество с ограниченной ответственностью «ГлавИнвестСтрой» (далее – Общество) зарегистрировано 25 мая 2012 года по адресу: 428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ярославская, д.76, офис 210. Является коммерческой организацией.
Цель создания ООО «ГлавИнвестСтрой» - осуществление хозяйственной деятельности, в целях извлечения прибыли, выполнения работ и оказания услуг. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на ООО «ГлавИнвестСтрой» несет руководитель – Макаров Алексей Валерьевич. В его должностные обязанности входит создание необходимых условий для правильной постановки учета.
В предприятии структуру возглавляет директор, в его подчинении находятся различные подразделения, занимающиеся строительным производством, закупкой и реализацией товаров, исследованием ситуации на рынке. Каждый из отделов предприятия является самостоятельным структурным подразделением и выполняет определенные функции, связанные с решением стоящих перед ними задач. В своей работе подразделения взаимодействуют между собой, а также с другими отделами организации (планово-экономическим, юридическим, кадровым, бухгалтерией и другими). Благодаря координации действий подразделений обеспечивается решение основных задач, стоящих перед торговой организацией, а именно - закупка товаров обоснованного ассортимента в необходимом количестве и бесперебойное снабжение ими покупателей.
Таким образом, основными сильными сторонами ООО «ГлавИнвестСтрой» являются:
- фирма имеет положительную репутацию;
- наличие связей в госструктурах;
- упрощенная схема получения разрешительной документации и ввода объектов в эксплуатацию;
- высокая квалификация персонала;
- опытное руководство;
- 7 лет в сфере строительства.
В качестве основных возможностей можно назвать следующие:
Возможности:
- увеличение числа покупателей в связи с приобретением новой недвижимости;
- выход на рынок соседних регионов.
Слабыми сторонами предприятия являются:
- качество объектов ухудшено за счет снижения расходов на материалы;
- задержка заработной платы работникам из-за того, что основная часть средств в обороте;
- затягивание сроков строительства.
- ошибки в расчетах смет.
Угрозы:
- появление конкурентов;
- рост цен на стройматериалы;
- нестабильность на валютном рынке увеличивает себестоимость работ, не дает определенности с конечной стоимостью строительства из-за колебаний цен на стройматериалы.
Итак, результаты SWOT-анализа показывают, что основной проблемой предприятия снижающей его конкурентоспособность является проблема с ошибками в расчетах сметной стоимости строительства, это приводит к убыткам предприятия, либо удорожанию конечной стоимости строительства в рамках договора и недовольство клиентов. Даже при сохранении качества строительства клиенты остаются недовольны необходимыми дополнительными расходами. Подобна ситуация создает угрозу потери клиентов, либо потери части доходов.
2.2. Анализ распределения маркетинговых функций и финансово-экономических результатов их реализации в ООО «ГлавИнвестСтрой»
Коммуникативный процесс в ООО «ГлавИнвестСтрой» организует отдел снабжения, который является самостоятельным подразделением организации и подчиняется директору.
Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям, а также представлены в «Положении об отделе снабжения».
В части организации коммуникативного процесса отдел снабжения ООО «ГлавИнвестСтрой» работает в следующих направлениях:
- разработка фирменного стиля;
- участи в выставках и конкурсах;
- разработка, реализация и распространение рекламы;
- разработка стандартов позиционирования СМР организации в зависимости от принадлежности клиента к определенному сегменту рынка.
По существующему в организации «Положению об отделе снабжения и», в части реализации маркетинговой, сбытовой и рекламной деятельности ООО «ГлавИнвестСтрой» на данный отдел возложено выполнение следующих функций и задач:
а) задачи:
- координация работы производственных и коммерческих служб с целью удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
- выработка стратегии и тактики предприятия на рынке с помощью маркетинговых программ;
б) функции:
- обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков поставки;
- организация сыта СМР в соответствии с договорами;
- участие в разработке ценовой политики организации;
- организация работы по рекламе СМР, изучению рынка сбыта.
Отдел снабжения ООО «ГлавИнвестСтрой» предлагает свои рекомендации по организации производства новых конкурентоспособных товаров в требуемом рынков количестве и в оптимальные сроки. Отдел принимает также участие в снабжении организации основными материалами и сырьем. Ключевыми задачами отдела снабжения ООО «ГлавИнвестСтрой», наряду с организацией материально-технического обеспечения деятельности и организацией процесса продаж, являются выработка стратегии маркетинга и ежегодного плана маркетинга, а также обеспечение их реализации и контроля за их исполнением.
3. Направления совершенствования процесса управления маркетингов в организации
3.1. Рекомендации по разработке стратегии продвижения на основе маркетинга
Со времен образования рынка каждое конкурентоспособное предприятие стремилось выйти на лидирующие позиции и удержать их. С приходом тенденции использования маркетинговых технологий для достижения целей компании, затрата ресурсов на маркетинговое продвижение стала увеличиваться. И в современном мире многие инструменты продвижения потеряли свою эффективность, тогда огромное внимание привлекла разработка новых инструментов маркетингового продвижения. Значительное влияние на разработку оказал интернет и социальные сети, они привели к возникновению маркетинга взаимоотношений. Люди живут в обществе, и почти каждый важный аспект жизни основывается на взаимоотношениях. Интернет создал совершенно новую динамику взаимоотношений, которая при правильном применении может привести к одному из наиболее эффективных современных маркетинговых стратегий – к маркетингу взаимодействия (relationship marketing).
ООО «ГлавИнвестСтрой» как успешное строительное предприятие стремится к продвижению своих услуг. Однако не имеет четкой стратегии продвижения. Предприятие использует инструменты традиционного и нетрадиционного маркетинга, но использует их не комплексно и не на эффективном уровне. Компания имеет ресурсы, хороший имидж в глазах клиентов, а так же партнеров. Поэтому реализация программы продвижения строительных услуг на базе маркетинга взаимодействия осуществима и может помочь предприятию укрепить позиции на рынке, а так же сделать использование маркетинговых инструментов компанией комплексным и более эффективным.
Стратегия продвижения ООО «ГлавИнвестСтрой» ориентирована на:
- клиентов;
- партнеров;
- конкурентов (контроль конкурентов).
Для комплексного подхода разработки стратегии продвижения целесообразно разделить рекомендации на «Оффлайн мероприятия» и «Онлайн мероприятия».
Оффлайн мероприятия.
1. Расширение связей. Мероприятие предполагает поиск новых партнеров, а так же развитие отношений со старыми на основе инструмента стимулирования сбыта. Сильной стороной предприятия является наличие существующих партнеров, а так же обитание в предпринимательской среде потенциальных партнеров. Предполагается разработка формы льготных договоров двух типов: для существующих партнеров (от 3-х лет сотрудничества на основе взаимовыгод) и для новых партнеров (от 1 года для анализа возможного сотрудничества в будущем и продления контрактов).
Данное мероприятие ориентировано на взаимодействие с:
существующими партнерами;
новыми партнерами;
потенциальными партнерами;
партнерами-клиентами.
2. Организация и проведение научного форума в сфере «строительство». ООО «ГлавИнвестСтрой» имеет большой опыт участия в научных строительных форумах, а так же выставках и имеет ресурсы и возможность быть организатором собственного научного форума. Организация научного форума послужит средством продвижения компании, поскольку это даст несколько положительных эффектов сразу.
1. Новый опыт в организации региональных мероприятий в сфере «Строительство».
2. Привлечение внимания клиентов, партнеров, конкурентов и руководства муниципалитета.
3. Форум как возможность для поиска новых клиентов и потенциальных партнеров.
4. Форум как инструмент наблюдения и контроля конкурентов.
5. Научный вклад в развитие НИОКР в сфере строительства.
6. Так как форум будет проводиться на территории Чувашской Республики это повысит имидж компании в глазах общественности и муниципалитета региона.
Предполагается разработка организации и проведения форума «Строим будущее 2021». Расчет поиска финансирования не только за счет средств предприятия, но и за счет бюджетных субсидий (предприятие имеет хорошие отношения с местным муниципалитетом). Выбор даты и сроков проведения. План привлечения участников форума среди партнеров и коллег - конкурентов. В зависимости от итогов и эффекта проведения форума «Строим будущее 2021» составление прогноза возможности становления данного форума ежегодным.
3.2. Оценка ожидаемых результатов повышения эффективности организации на основе реализации маркетинговых мероприятий
В пункте 3.1 были даны рекомендации, которые войдут в основу программы продвижения ООО «ГлавИнвестСтрой». Главное направление программы продвижения компании на основе маркетинга взаимодействия это установление новых и развитие старых отношений с различными окружающими субъектами компании. Именно за счет долгосрочных взаимоотношений компания будет продвигать свои услуги на строительном рынке. Программа продвижения направлена на взаимодействие с:
клиентами;
потенциальными клиентами;
конкурентами;
партнерами;
потенциальными партнерами;
муниципалитетом и властью;
научной общественностью.
Программа продвижения позволит установить выгодные взаимоотношения с перечисленными субъектами, за счет которых будет удерживать устойчивое лидирующее положение на региональном рынке строительных услуг.
Оффлайн-программа продвижения ООО «ГлавИнвестСтрой» насчитывает три ключевых мероприятия различной направленности, которые дополняют друг-друга и используют различные инструменты маркетинга в купе с инструментами маркетинга взаимодействия. Рассмотрим мероприятия и программу более подробно.
1. Поиск новых партнеров.
2. Установление начальных партнерских отношений с новыми партнерами.
3. Установление долгосрочных отношений с надежными партнерами.
ООО «ГлавИнвестСтрой» имеет большой опыт участия в научных строительных форумах, а так же выставках и имеет ресурсы и возможность быть организатором собственного научного форума «Строим будущее 2021».
Затраты на организацию и проведение форума:
1. Печать плакатов – 15 тыс. руб.
2. Аренда Бизнес инкубатора – 390 тыс. руб.
Заключение
Маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, которые рассчитаны на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации.
В качестве объекта исследования было выбрано ООО «ГлавИнвестСтрой». По результатам работы за 2019 год в обществе была получена прибыль в размере 2172 тыс.руб., в прошлом же году было получено прибыли 970 тыс.руб. В связи с этим в данный момент общество повысило свою деловую активность, что удовлетворительно сказывается на финансовом положении. Данная организации на протяжении последних лет имеет в своей деятельности позитивные тенденции и, наряду с получаемой прибылью, повышается деловая активность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. О рекламе [Текст]: федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.
2. Алексунин В.А. Маркетинг [Текст]: учебник / В.А. Алексунин. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2018. – 614 с.
3. Багиев Г. Л. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, общ. ред. Г. Л. Багиев . - 3-е изд., перераб. и доп . - СПб. [и др.] : Питер , 2017. - 573 с.
4. Винслав Ю. Б. Маркетинг в системе управления интегрированными корпоративными структурами [Статья] / Ю. Б. Винслав // Российский экономический журнал. - 2018. - №2. - С. 58-68.
5. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности [Электронный ресурс] : практическое пособие / М.А. Измайлова. - Психология рекламной деятельности ; 2016-12-31. - Москва : Дашков и К, 2017. - 236 c.
6. Колясников К. Продвинуться на рынке. Как? : [о продвижении продукции пищекомбината «ООО «Главкооп» из Великого Новгорода ] [Статья] / К. Колясников // Российская кооперация. - 2019. - 4 мая (№ 17). - С. 3.
7. Корякин И. И. Рекламная деятельность как объект административно-правового регулирования [Статья] / И.И. Корякин // Административное право и процесс. - 2020. - № 8. - С. 18-20.
8. Котляров И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами [Статья] / И. Д. Котляров / / Практический маркетинг. - 2019. - №4. - С. 15-19.
9. Мазилкина Е.И. Условия успешного продвижения товара [Текст] : практ. пособие / Е. И. Мазилкина. - Москва : Дашков и К, 2017. - 170 с.
10. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов по специальностям «Маркетинг» и «Менеджмент» / А. Н. Романов, [и др.], ред. А. Н. Романов . - М.: ЮНИТИ , 2018. - 558 с.
11. Масляева М. Директ-маркетинг: просто, но эффективно [Статья] / М. Масляева // Экономика и жизнь. - 25/ 5/2019. - №19. - С. 19.
12. Музыкант В. Л. Реклама [Текст]: учебное пособие / В. Л. Музыкант. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. - 198 с.
13. Неелова Н. Энциклопедия поискового продвижения Ingate [Электронный ресурс] : практическое руководство / Н. Неелова. - Энциклопедия поискового продвижения Ingate. - Санкт-Петербург : Альпина Паблишер, Питер, 2017. - 520 c.
14. Панкратов Ф.Г. Основы рекламы [Электронный ресурс] : учебник / Ф.Г. Панкратов ; Ю.К. Баженов ; В.Г. Шахурин. - Основы рекламы ; 2018-12-31. - Москва : Дашков и К, 2018. - 538 c.
15. Панкрухин А. П. Антикризисный стратегический маркетинг [Статья] / А. П. Панкрухин // Практический маркетинг. - 2017. - №6. - С. 4-10.
16. Поляков В. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Поляков, А. А. Романов ; Моск. гос. ун-т экон., стат. и информ. - М. : Юрайт, 2018. - 502 с.
17. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А. Н. Чумиков. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 159 с.
18. Ромат Е.В. Реклама: Учебник для вузов. 8-е изд. Стандарт третьего поколения: Учебник для вузов [Текст] / Е.В. Ромат. – Санкт-Петербург: «Питер», 2017. – 512 с.
19. Сенаторов А. Битва за подписчика «ВКонтакте»: практическое руководство / А. Сенаторов. - Битва за подписчика «ВКонтакте». - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 168 c.
Эскиндаров М.А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) [Текст] / М.А. Эскиндаров, М.А. Федотова. – Москва : КноРус, 2020. – 480